«Так Эльтран Григорьевич оказался в гостях у капитана, как люди привыкли выражаться, второго ранга Кадулина. Как бы это было не странно, но дом у командира был надежный и целесообразный, как спасательный вельбот. Посиживали за столом, закусывали, говорили, обходя, как многие выражаются, насущные темы. И даже не надо и говорить о том,...
»
Внешнее тестирование открыло дорогу способным юношам и девушкам. Возвращение вступительных экзаменов вернет в вузы взятки и детей "элиты" - не обязательно со знаниями, но обязательно со связями и деньгами, пишут журналисты Егор Соболев и Максим Опанасенко в своей колонке в еженедельнике Корреспондент.
Александр Ветчинов - из золотой лиги телепередачи Самый умный. Неоднократный герой суперфиналов, гордость родителей и (судя по отзывам на сайте телепрограммы) радость юных девушек. В прошлом году Александр окончил киевский лицей № 241. Эта школа в Голосеевском районе столицы - чемпион страны по подготовке выпускников, набирающих на тестах максимальные 200 баллов. Александр тоже не ударил в грязь лицом. 200 баллов по украинскому языку и литературе, 200 - по географии, 200 - по математике и 195,5 балла - по английскому. Выпускник уверенно подал документы только в один, самый престижный вуз страны - университет Шевченко. На самый престижный факультет - международные отношения. И без взятки, звонков и других нечестных приемов был принят на учебу за счет государства.
Где и учится.
Что может быть лучшей рекламой системы поступления в вуз исключительно по результатам тестов? Случай Ветчинова - не единичный. Мы опросили всех киевских выпускников школ, набравших по 200 баллов по двум предметам. Из 11 десятеро вступили на бюджетные места в вузы, о которых мечтали. А мечтали они о том самом Шевченко, КПИ и Могилянке. Например, Катя Талалаева из этого же Голосеевского лицея подала результаты тестов в три вуза: Шевченко, КПИ и университет имени Гетьмана. Ее приняли все три! На престижную специальность "финансы и кредит". (Катя выбрала Шевченко.)
Из 11 не вступила на факультет, о котором мечтала, только одна Настя Водоводова из лицея Научная смена. Она сама забрала документы, опасаясь, что ей не хватит места из-за льготников (их принимают в обход конкурса по справке об инвалидности, сиротстве, принадлежности к семье шахтера, о статусе чернобыльца и так далее). Настю взяли туда, где учится Ветчинов, - в Институт международных отношений университета Шевченко. Опять-таки - на бюджет.
Почему новый вице-премьер по гуманитарным вопросам Владимир Семиноженко и новый министр образования и науки Дмитрий Табачник предлагают поменять эту систему? Для чего возвращаться во времена, когда приемные комиссии решали, кого взять, а кого нет? Разве они забыли, как такая система создала тому же университету Шевченко (и его Институту международных отношений) славу накопителя мажоров?
Тесты - слишком механический способ оценивать знания? Отлично, добавляйте открытые задания, где нужно не галочку ставить, а выражать свое мнение и объяснять, как ты к нему пришел. Тесты ведь никогда не проверял только компьютер. Открытые задания всегда оценивали учителя из других городов, специально отобранные за опыт и высокие знания. Чем этот принцип плох?
"Своего студента" университету за баллами увидеть невозможно? Прекрасно, в мире широко распространено тестирование не только знаний, но и способностей. Этот метод начали развивать американцы, когда домой с Первой мировой войны возвращались молодые люди, познавшие намного больше, чем логарифмы, но эти самые логарифмы как раз позабывавшие. С тех пор накоплен огромный опыт.
И наше Минобразования с этим опытом знакомо. Еще в прошлом году специальная группа во главе с Александром Ляшенко - ведущим нашим специалистом по тестам - при помощи доктора философии из Принстона Марка Зельмана разработала концепцию тестирования способностей абитуриентов в Украине. Можете сами попробовать. Решите задание для оценки логико-математических способностей:
Мальчик шел по улице с корзиной с 20 куриными яйцами. Поскользнулся, упал и разбил несколько яиц. Каково отношение разбитых яиц к целым? Варианты ответов: а) 1:4; б) 1:6; в) 1:7; г) 1:8.
Статистика Минобразования свидетельствует: тесты привели на бюджетные места в ведущие вузы детей не только из столицы - из регионов. После обнародования инициативы Семиноженко - Табачника мы опросили "400-балльников" из других городов восточнее Днепра. Результат тот же. Все девятеро поступили в вузы, в которые хотели. И большинство - против возвращения вступительных экзаменов.
"Это возвращение к взяточничеству. В лучшие вузы будет вступать вся "элита", будут списки тех, кого надо принять", - категорически отреагировала Наташа Дмитренко. Перед выпускницей школы в Ромнах 400 баллов по украинскому с историей открыли двери юрфака университета Шевченко. На бюджетное место.
Насколько бы выиграло образование, если бы ведущие ученые стали преподавать в вузах! Насколько бы выиграла наука, если бы все студенты привлекались такими преподавателями к исследованиям!
Есть много других задач, для которых нужны усилия, опыт и ум министра и вице-премьера. У государства до сих пор нет политики, чему учить студентов за счет бюджета. Еще более важная цель - объединить образование с наукой, разделенные в советское время по идеологическим причинам. Насколько бы выиграло образование, если бы ведущие ученые стали преподавать в вузах! Насколько бы выиграла наука, если бы все студенты привлекались такими преподавателями к исследованиям!
Можно этим не заниматься. Можно вернуть пирамиду взяток при поступлении в вузы и получать свою долю. Еще пилить деньги на учебниках и других госзаказах. Только тогда таким, как Ветчинов, станет намного тяжелее получить хорошее образование и использовать его в растущей стране. Намного легче будет уехать в другую.
Егор Соболев, Максим Опанасенко - бюро журналистских расследований Свідомо.
***
Эта колонка опубликована в №11 журнала Корреспондент от 26 марта 2010 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
«Окклюзионное параза артэрый здольна абумовіць мясцовыя ішэмічныя болі, якія амаль не купіруюцца нават моцнымі медыкаментамі. Акрамя таго, наступствы асноўнага захворвання адбіваюцца на нырках, сістэме кровазвароту і на галаўным мозгу і часам прыводзяць да зрухаў у псіхічным стане хворага. Але нават тыя пацыенты, у якіх не парушаны...
»