«Так Эльтран Григорьевич оказался в гостях у капитана, как люди привыкли выражаться, второго ранга Кадулина. Как бы это было не странно, но дом у командира был надежный и целесообразный, как спасательный вельбот. Посиживали за столом, закусывали, говорили, обходя, как многие выражаются, насущные темы. И даже не надо и говорить о том,...
»
Биотопливо второго поколения дает возможность любой стране стать энергонезависимой, а нынешнему поколению - оставить что-то для следующих. В авангарде движения - Дания, в хвосте - мы, пишет социальный обозреватель Дмитрий Зоц в своей колонке в журнале Корреспондент.
Каждый день я завожу свою машину. Мой комфорт в 150 лошадиных сил обходится в 160 граммов СО2 на километр пробега. Эти граммы были изъяты из атмосферы пару миллионов лет назад болотистыми растениями нынешней Сибири, я же их с легкостью шпилю назад в атмосферу, перемещая свое бесценное тело. Финансово я могу себе это позволить, морально - не очень.
Вопрос даже не в том, что при сохранении уровня существующих выбросов углекислого и прочих парниковых газов, Мальдивы исчезнут через десять лет, а Венеция через 40, - всякое бывает. Вопрос в аморальности жизни в долг. Мы не имеем право потреблять то, что нами не создано и не воспроизводится природой. Это слабость и безответственность. Это не цивилизованно.
В середине марта в Амстердаме проходил Всемирный форум по биотопливу. Это самое большое в мире сборище людей, для которых "sustainable development" - в переводе "устойчивое развитие" - это и убеждение, и бизнес. Большой бизнес. Кстати, русский вариант "устойчивое развитие" абсолютно не передает суть термина.
На форуме в качестве почетного гостя выступала Гро Харлем Брунтдланд, бывший премьер Норвегии. В 1987 году в докладе комиссии ООН, которую она возглавляла, впервые был представлен термин "sustainable development" как "способ развития, при котором текущие потребности удовлетворяются без риска для грядущих поколений в удовлетворении их ресурсных потребностей". Одним словом - жизнь по средствам, когда мы потребляем то, что восстановимо природой или переработано. Следствием этого доклада стали: Киотский протокол, квоты на выбросы парниковых газов, неудавшийся Копенгагенский саммит.
Мир уже другой. Бабушка-викинг Брунтдланд пожинает плоды брошенного в воду камня. Круги разошлись и превратились в цунами. Ветрогенераторы, солнечные батареи, котельные на местной биомассе - бизнес плодит их со страшной силой, естественно, пока есть финансовые стимулы. Хотя показательно, что когда немцы сняли дотации на энергию ветра, инвесторы продолжили строить - просто себестоимость строительства упала до конурентного уровня. Это про рыбу и удочку.
Но самое интересное с топливом для транспорта. Биотопливо так называемого первого поколения производят из пищевых культур. Два года назад на этом же форуме народ кричал: "Ужас, машины пожирают пищу людей. Африка голодает! Кукуруза и пшеница ломятся в цене [они же являются сырьем для этанола]! Фермеры всей Восточной Европы переходят на рапс ради быстрых денег под биодизель!" В этом году все изменилось. Каждый системный доклад начинался словами: "Вопрос - еда или топливо - снят. Точка. Человечество не будет жертвовать плодородными землями во имя топлива для машин".
Нобуо Танака, глава Всемирного Энергетического Агентства (IEA), спрогнозировал полный отход от биодизеля из растительных масел к 2030 году. Это будет сделано по экономическим мотивам, но прежде всего - с помощью снижения стоимости производства биодизеля второго поколения.
Откуда такой прогресс? За два года более $ 300 млн венчурных денег и грантов пошли на развитие второго поколения биотоплива. По сути, это те же этанол и биодизель. Фокус в том, что сырье для их производства - непищевая биомасса, любая целлюлозная субстанция: солома, щепа, тростник, даже листва. Чтобы не утомлять технологическими тонкостями, скажу просто: путем специальной обработки, бактериального разложения и последующего брожения получаем целлюлозный этанол (читай - заменитель бензина), а через газификацию биомассы - биодизель. Об этих технологиях знали давно. Стоят они дорого. Просто раньше было проще просверлить дырку в Земле, приставить трубу и считать кэш.
Сегодня уже представлены действующие технологии, при которых литр этанола из кукурузных початков стоит 50 американских центов. Завтра будет еще дешевле. А кукуруза все растет и растет.
Инвестируй, строй и правильно пользуйся возможностями своей природы. Результат - нефть уже не кровь мира
И вот что интересно. Биотопливо второго поколения меняет мир больше, чем кто-либо ожидал. Не надо отправлять деньги через полмира, чтобы заправить полный бак. Инвестируй, строй и правильно пользуйся возможностями своей природы. Результат - нефть уже не кровь мира. Трепещите энергоимперии. Практически любая страна СТАНЕТ более энергонезависимой. Монако не в счет.
Украина? Мы бедны. Денег у государства на серьезные структурные инвестиции нет. Частные инвесторы? Может быть, но когда производить биодизель из щепы станет выгодней реэкспорта российского газа, науке неизвестно.
Западные инвестиции в биотопливо второго поколения очень политичны. Точнее, геополитичны. Совладелец американской компании, одной из трех наибольших компаний в сфере технологии целлюлозного этанола, честно мне сказал "эти технологии дороги, но держать танки в Ираке [где добывают нефть] обходится раз в сто дороже". Веселый парень. Выпускал энзимы для отбеливания джинсов. Когда рухнул Союз, нашел в России ученых, которые занимались темой биоэтанола с середины 1970-ых (помните басни про спирт из опилок ?). Теперь среди его клиентов такие монстры, как Shell.
Русской и украинской речи - ноль, немного прибалтов и море скандинавов.
Ребята из маленьких, де-факто социалистических королевств рулят рынком возобновляемой энергии. Это не от скуки. Это от принципов и цивилизованности.
Мое предложение о новом походе варягов на славянские племена было встречено со сдержаным скептицизмом. Карты и пароли на всякий случай я оставил.
Когда производить биодизель из щепы станет выгодней реэкспорта российского газа, науке неизвестно
Немного о высоком. Мы тут все национальную идею ищем. Устали уже. Плюемся, ругаемся, а ее все нет. Конечно, Королевству Дания легче. У него Западная и Восточная Дания голосуют приблизительно одинаково. Поэтому "sustainable development" национальной идеей сделали. И работает.
Обидно. Очень хочется у них чего-нибудь стырить. Предложение - давайте мерять наши поступки "метром цивилизованности".
Цивилизованно ли ставить в зависимость от стоимости машины свое поведение на дороге? Цивилизованно ли путать желаемые результаты выборов с их реальными результатами? Цивилизованно ли национальную гордость подменять этнической? Цивилизованно ли жить одним днем?
Это просто. Но чем проще меряем, тем яснее результат.
***
Эта колонка опубликована в №12 журнала Корреспондент от 2 апреля 2010 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
«Окклюзионное параза артэрый здольна абумовіць мясцовыя ішэмічныя болі, якія амаль не купіруюцца нават моцнымі медыкаментамі. Акрамя таго, наступствы асноўнага захворвання адбіваюцца на нырках, сістэме кровазвароту і на галаўным мозгу і часам прыводзяць да зрухаў у псіхічным стане хворага. Але нават тыя пацыенты, у якіх не парушаны...
»