«Так Эльтран Григорьевич оказался в гостях у капитана, как люди привыкли выражаться, второго ранга Кадулина. Как бы это было не странно, но дом у командира был надежный и целесообразный, как спасательный вельбот. Посиживали за столом, закусывали, говорили, обходя, как многие выражаются, насущные темы. И даже не надо и говорить о том,...
»
Главная » 2010»Апрель»6 » Ъ: Польша может стать одним из крупнейших производителей газа
16:03
Ъ: Польша может стать одним из крупнейших производителей газа
Польша может стать крупным поставщиком газа для Европы и полностью закрыть собственные потребности в топливе. В стране открыты запасы сланцевого газа, сопоставимые по объемам с российским Южно-Тамбейским месторождением, сообщает газета КоммерсантЪ.
Их освоение уже в мае начнет американская ConocoPhillips. Если запасы Польши будут подтверждены, общие запасы газа в ЕС вырастут сразу на 47%. Эксперты считают, что европейские проекты по добыче сланцевого газа могут в течение десяти лет стать серьезной угрозой для Газпрома.
Как сообщила вчера британская The Times со ссылкой на новые данные Wood Mackenzie, специализирующейся на исследованиях в области нефти и газа, в Польше выявлены крупные запасы сланцевого газа - около 1,36 трлн кубометров. Они залегают в северных и центральных районах страны. Добраться до сланцевого газа, залегающего в скальных породах, пишет газета, стало возможным лишь после появления новых технологий добычи, разработанных в США. Как сообщает The Times, уже в мае первый проект по разработке месторождения сланцевого газа в Польше запустит ConocoPhillips. За ней, по данным газеты, последуют американские Exxon Mobil и Marathon и канадская Talisman Energy.
Если данные по объемам газа, представленные Wood Mackenzie, подтвердятся, то доказанные запасы газа в ЕС увеличатся на 47%. Этого достаточно, чтобы Польша смогла самостоятельно обеспечивать себя газом, в то время как сейчас ей приходится импортировать 72% необходимого ей газа. Ежегодное потребление газа в Польше - около 13,7 млрд кубометров, из которых около 30% обеспечивается за счет собственной добычи.
Основной поставщик газа в Европу - Газпром - в 2009 году экспортировал в Польшу 9 млрд кубометров газа. При этом в начале года у нее возникли серьезные проблемы с топливом из-за роста его потребления. В январе польские власти даже были готовы ограничить промышленных потребителей в связи с нехваткой газа. Но в конце концов Варшаве удалось договориться с Газпромом о дополнительных поставках и цене на транзит. Газпром в обмен на списание долга в $340 млн согласился на предлагаемую польской PGNiG более высокую транзитную ставку и дал Варшаве скидку на дополнительный газ. В целом же все европейские страны уже не первый год пытаются найти альтернативу поставкам Газпрома, который обеспечивает около 25% необходимого Европе газа.
По мнению специалистов, благодаря обширным запасам Польши Европа сможет ослабить свою зависимость от поставок из России. Ойсин Фаннинг, глава британской San Leon Energy, которая также получила лицензию на добычу газа в Польше, в интервью The Times заявил следующее: "Сейчас идет захват земель. Польша станет значительным производителем газа. Все крупные компании выказывают интерес, и Газпром смотрит на это с некоторой тревогой". По словам господина Фаннинга, правительство Польши активно поддерживает проект по добыче сланцевого газа.
Для Газпрома, который вчера отказался комментировать изданию новый проект Польши по добыче сланцевого газа, это может стать серьезной угрозой. По словам Михаила Крутихина из RusEnergy, поляки уверяют, что помимо сланцевого газа у них есть и около 1,5 трлн кубометров природного газа в глубинных пластах, "и это похоже на правду". Господин Крутихин отмечает, что если промышленная добыча такого газа начнется, то Газпром довольно быстро потеряет свои позиции в Европе.
По словам эксперта, к разработке польских месторождений проявляют огромный интерес крупные международные компании и "буквально занимают очередь на разведку". В то же время аналитик LCM Commodities Эдвард Котт уточняет, что разработка сланцевого газа - более трудоемкий и длительный процесс и до начала его промышленной добычи может пройти десять лет. Это подтверждает и Михаил Крутихин. По его мнению, только оценка запасов и экономической эффективности проекта может занять два года.
«Окклюзионное параза артэрый здольна абумовіць мясцовыя ішэмічныя болі, якія амаль не купіруюцца нават моцнымі медыкаментамі. Акрамя таго, наступствы асноўнага захворвання адбіваюцца на нырках, сістэме кровазвароту і на галаўным мозгу і часам прыводзяць да зрухаў у псіхічным стане хворага. Але нават тыя пацыенты, у якіх не парушаны...
»